Своей подписью под указом СНБО о введении санкций на внушительный список физлиц и юрлиц, президент Украины Петр Порошенко наложил запрет на доступ к таким популярным в Украине социальным сетям и ресурсам, как Яндекс, Mail.ru и Вконтакте. Сроком на три года. Отныне попасть напрямую на эти ресурсы – невозможно. Только через VPN, его аналоги, либо используя другие способы обхода запретов. Что, как правило, крайне неудобно и проблематично.

Последствия запрета

Хотя до недавнего времени Вконтакте являлся популярнейшей соцсетью в Украине, данный сайт, однако, не был лидером в украинском бизнесе по маркетинговым бюджетам. Вконтакте уступал своему прямому конкуренту — сети Facebook. Тем не менее, и Mail.ru, и Вконтакте, и Яндекс в Украине собирали вокруг себя значительные бюджеты. Суммы тратили как на SMM-услуги (по факту – сопровождение брендов в соцсети), так и на рекламу в целом. Но уже сейчас видно, что деньги на SMM в этих сетях большинство стало вливать с меньшей охотой, а многие решили и вовсе прекратить вливание.

 

яндекс украина

И неудивительно, ведь продолжать работу с российскими социальными сетями для украинского бизнеса станет, мягко говоря, невыгодно, ведь это может отрицательно сказаться на их имидже. Невыгодно и по причине оттока аудитории из сетей, попавших в санкционный список, что подтверждают недавние результаты исследования компании Gemius. Давайте рассмотрим их подробно:

  • за неделю до начала действия санкций, недельная аудитория Вконтакте охватывала более 50% украинских интернет-пользователей. А неделю спустя, сеть потеряла в охвате более 20%;
  • Яндекс в Украине перед запретом охватил чуть более 38% пользователей, а после санкций лишился 10% своей аудитории, при этом число пользователей сократилось до 2-х миллионов;
  • до санкций Mail.Ru имел почти 32% украинской аудитории, после – «похудел» на 13%. Потеря пользователей же составила 2 с половиной миллиона.

Спад в заблокированных соцсетях ощутимый и в видеорекламе:

  • больше всего санкции ударили по Вконтакте. Охват пользователей видеорекламой упал более чем на 90% (это чуть больше 2 млн пользователей сети);
  • у Яндекса по охватам тоже всё весьма печально. Они снизились почти на 73%;
  • у Mail.Ru ситуация несколько радостнее, но в целом падение тоже оказалось мощным – на 34%.

Кто выиграл от санкций?

запрет вкКонечно, в первую очередь это Google и Facebook. Так, количество аккаунтов украинцев в Facebook уже преодолело отметку 10 млн. А в июне Facebook впервые вышел на третье место со своим среднемесячным охватом в 46%. Впервые в пятерке лидеров по посещениям в Украине отсутствовали российские сайты. Что интересно, по мобильным охватам они потеряли еще больше. Самую высокую — седьмую позицию занял Яндекс. В целом, в плане выигрыша от санкций имеем такую картину:

  • Facebook серьезно выиграл уже сейчас. Он становится основной соцсетью для развития цифрового маркетинга;
  • Google. Его ждет полная монополизация рынка поисковой, контекстной рекламы и поиска, а охваты его рекламы увеличатся в разы;
  • ресурсы с нелегальным музыкальным и видео контентом (как альтернатива Вконтакте);
  • прочие ресурсы (такие как Youtube, Ukr.net, Instagram и тд.). Они тоже взяли свою, хоть и небольшую, долю аудитории, ушедшую из заблокированных ресурсов.

Что изменилось в стратегиях компаний?

mail.ru запретПродолжать работу в рамках закона с компаниями, попавшими под санкции, невозможно. Как минимум по причине того, что нельзя будет нормально проводить оплаты, возможны обыски и не только. Конечно, речь идет о серьезном бизнесе. Вряд ли кто-то будет рисковать и обходить запреты «десятой дорогой»: например, проводить оплату картами других стран и выдумывать прочие обходные пути. Поэтому компании начали процесс переориентации своих стратегий и бюджетов в цифровом маркетинге, используя подобные шаги:

  • глубинный анализ падений, убытков, принятие решений и стратегий, для быстрого выхода из спада;
  • оптимизация штата;
  • пересмотр возможностей и инструментов продвижения, акцент на альтернативных площадках (Google, Facebook и других).

Аналитика начала показывать нетипичную геолокацию для пользователей. Появилось много людей якобы из Германии, Франции, США и других, нестандартных для Яндекса и Mail.ru стран. Понятно, что многие люди используют VPN, что серьезно осложняет точечное продвижение. Непросто стало и сайтам, имеющим основной канал трафика из органического поиска Яндекса.

заборона вк, яндекс, mail.ruПользователи из необычных локаций серьезно портят таргетинг для украинских рекламодателей и во Вконтакте. Эффективно рекламировать свои услуги и товары для них стало практически невозможно.

Что будет дальше?

Всё постепенно рассосется между Google, YouTube, Facebook и другими медийными площадками. Яндекс, Mail.ru и Вконтакте окончательно перестанут быть основными площадками для продвижения своих услуг и товаров для серьезных бизнесов, большинство уйдет оттуда вовсе. Отток уже начался. Конкуренция в альтернативных ресурсах будет продолжать расти. В частности, возможен рост цены клика и другие удорожания.